вторник, 6 декабря 2016 г.

Манипуляция - противное слово с противным значением.

Манипуляция всегда подразумевает достижение желаемого окольным путем. 
Разъясняю. Например, я мою посуду, ко мне подходит муж и просит меня о чем-то. Я согласна выполнить его просьбу, после того, как закончу с посудой. Другой пример. Я сижу и крашу ногти, ко мне подходит муж и просит меня о чем-то. Мне его просьба как кость в горле, однако напрямую сказать об этом тяжело. В итоге я соглашаюсь, но говорю, что вряд ли успею, потому что мне еще надо помыть посуду… Уловили разницу? Правильно, помыть посуду во втором случае не цель, а средство не делать того, о чем меня просят.
Ситуации аналогичные, но обман на лицо. Конечно, если все сделать чисто, у мужа даже не возникнет сомнения по поводу посуды – я ведь прекрасно владею этим приемом. И это не потому, что я училась на психолога. Все люди умеют действовать таким образом.
Однако обычно под словом «манипуляция» подразумевают что-то недостойное, мутное, коварное. И просто употребление этого слова делает речь обличительной, дающей негативную оценку действиям другого человека.
Если вы применяете слово «манипуляция» к поведению ребенка, значит вы автоматически подозреваете, что у него есть какая-то иная цель, нежели та, о которой он плачет. И эта цель как бы находится вне закона.
Самый простой способ вскрыть манипуляцию – высказать предположение о реальности, распутав нить логики и собрав на нее бусинки желаний, целей и эмоций. Например: «Ты хочешь то-то…?»
Часто родители в таких случаях обнаруживают, что ребенок жаждет внимания. Но разве данное требование не согласуется с основной задачей ребенка – вырасти здоровым, умным и счастливым? Разве данное требование выходит за рамки нормальных родительских обязательств – содействовать росту и развитию своего чада? Почему тогда данное требование вне закона? По моему мнению, оно не только имеет право на существование, но и оправдано реальностью развития человека. Как еда и сон.
Таким образом, насчастное слово "манипуляция" используется как оправдание бездействия... Которое проистекает из других источников. То есть слово "Манипуляция" скрывает истинный смысл поведения. А именно: использование слова "Манипуляция" - ловкая манипуляция...
Если ребенок жаждет внимания, можно легко договориться с ним о том, когда и как Вы сможете выполнить свои обязанности и целиком и полностью посвятить время своему чаду.
Формы бывают разные. Если маленькому ребенку полезен физический контакт, то школьнику уже приятнее беседа. Также можно вместе заниматься делами или учиться, читать или рисовать… Все что угодно, главное – вместе. Главное – с любовью и уважением, с интересом включиться в деятельность, разделить радость и сожаление, грусть и восторг, интерес и усилие… И в таком процессе дорого участие, а не результат, поэтому никогда не предлагайте ребенку выполнять ту работу, результат которой очень важен для вас.

2 комментария:

  1. А какие педагогические технологии основаны на манипуляции?

    ОтветитьУдалить
  2. Константин Вячеславович, в строгом смысле - никакие. Ведь манипуляция - это такой вид воздействия, при котором основная цель скрыта от жертвы. А основная цель любого образовательного учреждения как ни странно дать образование. Не мытьем, так катаньем. И даже если учителю удалось настолько увлечь ребят своим предметом и "втюхать" им попутно какую-либо информацию про фракционную перегонку нефти или мейоз, обучающиеся скорей всего с самого начала осознавали, что они УЧАТСЯ. Может быть, отдельные приемы?

    ОтветитьУдалить